Проекты

Проект «Бабушкины сказки»

Проект «Бабушкины сказки» – цикл интегрированных литературных мероприятий, направленных на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и людьми старшего возраста, на гармонизацию отношений между разными поколениями горожан.

Основные задачи проекта: расширение круга общения детей и взрослых; знакомство детей с историей города через судьбы его жителей – людей старшего возраста; создание условий для вовлечения пожилых людей в сферу полноценной гражданской деятельности, творческой и социальной активности; создание положительного имиджа общедоступной библиотеки как места интересного и содержательного досуга для горожан всех возрастов.

Проект стал победителем IV общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение»

Презентация проекта

Группа проекта ВКонтакте: https://vk.com/teplo_odb

Проект «Конструктор будущего»

Проект «Конструктор будущего» в 2017 году стал победителем конкурса «Новая роль библиотек в образовании» и получил грантовую поддержку Фонда Михаила Прохорова.

В ходе проекта в детской библиотеке №8 имени В.В Бианки (ул. Лизы Чайкиной, д.71а) будет создана студия открытий «Конструктор будущего» с постоянно действующей экспозицией «Наука на книжной полке», «Лекторием для умников» и экспериментариумом «Научная среда».

Деятельность студии будет направлена на популяризацию научно-познавательной литературы для детей и подростков, продвижение науки и научно-технического творчества.

Основой встреч по программам лектория и экспериментариума будет являться принцип игрового обучения. На занятиях подростки будут проводить занимательные опыты, увидят демонстрации различных закономерностей, станут участниками различных познавательных действий.  Экспонаты выставки «Наука на книжной полке» позволят в игровой форме познать основы физики, математики и других наук.

Нескучные лекции в «Лектории для умников» будут проходить по программе, разработанной совместно с Общественным движением «Сообщество молодых учёных».

В ходе реализации проекта будет проведен цикл мероприятий «Формула профессии», в рамках которого пройдёт презентация «Атласа новых профессий», разработанного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколкова». Будут организованы встречи с представителями инженерных профессий предприятий Тольятти, которые позволят познакомить подростков с востребованными компетенциями и «базовыми» перспективными профессиями.

Проект предоставит возможность старшеклассникам погрузиться в научную среду, в соответствующую «индустрию будущего» и получить импульс к дальнейшему развитию.

Следите за информацией на сайте Объединения детских библиотек Тольятти http://child-lib.ru/

Открытие студии состоится конце 2017 года.

  • Новости проекта «Конструктор будущего»

  1. Презентация «Атласа новых профессий» (21.10.2017)
  2. Встреча с археологом Павлом Колосницыным (10.11.2017)
  3. Интерактивная лекция Тима Скоренко «Как стать изобретателем?» (15.11.2017)
  4. Анонс открытия студии «Конструктор будущего» 
  5. Открытие студии «Конструктор будущего» (14.12.2017)
  6. Лекция Станислава Дробышевского (31.01.2018)
  7. Лекция Михаила Ярыгина (21.02.2018). Анонс встречи
  8. Экспериментариум «Научная среда». Анонс занятия (21.02.2018)
  9. Анонс лекции М. Солодилова (15.05.2018)

Проект «Наука через искусство»

Проект «Наука через искусство» в 2017 году стал победителем конкурса «Новая роль библиотек в образовании» и получил грантовую поддержку Фонда Михаила Прохорова.

В ходе проекта в Центре эстетического воспитания (ул. Ярославская, 27) будет организован интерактивный лекторий, который даст возможность детям 8-11 лет приобщиться к самостоятельной творческой работе. На занятиях дети будут знакомиться с медийным оборудованием и 3D проектированием, проводить эксперименты с художественными материалами, изучать свойства цвета и света. Приобретённые знания участники будут реализовывать в живописных этюдах, выполненных в технике пуантилизма.

Результатом проектной деятельности станут «Дневники исследователя» в формате видеоролика с собственным комментарием исполнителя.

Старт проекта состоится в конце 2017 года.

  • Новости проекта «Наука через искусство»
  1. Математическое чаепитие (14.03.2018)
Проект «Экологический волонтёрский центр»

Проект «Экологический волонтёрский центр» осуществлялся в 2017 году при финансовой поддержке НО «Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)».

Цель работы ЭВЦ: повышение уровня «экологической» культуры горожан, вовлечение их в решение экологических проблем на локальном уровне. Аудитория центра – жители микрорайона (дети и взрослые), экологи, лекторы, лидеры местных сообществ.
В детской библиотеке №8 имени В.В. Бианки (ул. Лизы Чайкиной, 71а) оборудовано пространство волонтёрского центра «Гнездо». Разработан логотип Центра, шаблоны афиш, публичная страница проекта в социальной сети «ВКонтакте», новости проекта публиковались в социальных сетях с хэштегом #загнездись.
Открытие экологического волонтёрского центра «Гнездо» в Тольятти состоялось в декабре 2016 года в формате экологического квеста. 
На протяжении 9 месяцев в Центре проходили мероприятия в рамках эколого-просветительского курса. 

  1. Открытая лекция «Бумажный реверс», выставка и мастер-класс «Вторая жизнь отходов». Ведущие — представители компании «ЭкоВоз».
  2. Лекция и мастер-класс «К жизни без отходов» экоактивиста Тольятти Владислава Радькова. 
  3. Открытая беседа с Юрием Рощевским, представителем Общества содействия национальным паркам «Парквей», научным сотрудником института экологии Волжского бассейна РАН Тольятти, одним из создателей национального парка «Самарская Лука».
  4. Открытая встреча с руководителями тольяттинского клуба «Любителей природы» — Александром и Марией Филатовыми. 
  5. Лекция «Лекарственные травы Самарской области». Лектор — Кривина Е.С., младший сотрудник Института экологии Волжского бассейна Российской академии наук (ИЭВБ РАН). 
  6. Семейная квест-игра «На книжных страницах – звери и птицы». 
  7. Интерактивная экспозиция «ВЕЛИКолепная выставка».
  8. Серия познавательных лекций «Хранители воды», посвящённых Всемирному дню водных ресурсов «Хранители воды». 
  9. Экологические обучающие квесты «Прокачай свои привычки» для детей и взрослых на выездных площадках – лагерях дневного пребывания в образовательных учреждениях, ОСП «Электроник – Дубрава», МУП пансионат «Звёздный», театрально-культурный центр «Новая сцена», 44-ый фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, 14-й Международный фестиваль Барабаны Мира-2017, Фестиваль всего живого «Метафест» и др.
Акции при участии волонтёрского центра «Гнездо»: 
  1. «Бумага, сдавайся!» — акция по сбору макулатуры. 
  2. «Добрые крышечки» — социально-экологический проект по благотворительному сбору пластиковых крышечек для помощи детям с особенностями развития
  3. «День книгодарения» — благотворительный сбор книг для пациентов детских больниц. 
  4. Участие в благотворительной акции по сбору макулатуры, проводимой при поддержке департамента образования администрации городского округа Тольятти в рамках проекта Территории Опережающего Развития «5 шагов благоустройства повседневности» и программы «Наш лес». 
  5. Сетевая межбиблиотечная экологическая акция «Эко-сумка вместо пакета».
  6. Городской фестиваль «День Земли», который проводился в соответствии со Стратегическим планом городского округа Тольятти до 2030 г. и направлен на продвижение экологической ответственности среди жителей Тольятти средствами творчества. 
  7. «Фестиваль друзей книги». Ежегодный фестиваль детских библиотек Тольятти был посвящён Году экологии в России. 
  8. Всероссийская акция «День экологических знаний».
  9. Добровольческие акции по уборке и благоустройству территорий г.о. Тольятти (в рамках Всероссийской акции «Весенняя Неделя Добра-2017»). 
  10. Городской форум «ЭКО-город» (в рамках «Татищевских дней в Тольятти – 2017»).
  11. «ЭкоКон». Волонтёрский центр совместно с Сообществом молодых учёных Тольятти стал организатором конвента социальных проектов в сфере экологии. 

Фактические показатели реализации проекта «Экологический волонтёрский центр» значительно превзошли запланированные. Так, количество жителей микрорайона, охваченных проектом, составило более 1200 человек (запланировано — не менее 500). Ядро целевой аудитории, охваченной мероприятиями проекта стали дети дошкольного и школьного возраста, молодёжь до 35 лет. При этом, дети дошкольного возраста принимали участие в обучающих мероприятиях и акциях вместе с родителями, дети школьного возраста – преимущественно вместе с педагогами, подростки и молодёжь старше 16 лет – самостоятельно. 
Количество проведённых мероприятий и число приглашённых спикеров также превысило запланированный показатель, так как многие из разработанных мастер-классов и лекций повторялись неоднократно для различных аудиторий.
Наиболее удачным в реализации проекта можно считать разработку экологического образовательного квеста «Прокачай свои привычки», который позволяет в доступной форме познакомить участников с понятием «экологический след» и разными методиками его подсчета. Двигаясь по станциям квеста «Жилье», «Энергия», «Транспорт», «Питание», «Вода и бумага», «Отходы», участники демонстрируют экологические поступки, позволяющие следовать правилам трех П в повседневной жизни (меньше потреблять, повторно использовать, перерабатывать). В качестве заданий квеста требуется рассортировать мусор, объяснить, как сэкономить электроэнергию и воду, совершить покупки в продуктовом магазине в соответствии с принципами зеленого потребления и т. д. Сценарий квеста позволяет адаптировать его под любой возраст участников.
Показателем эффективности реализации проекта можно считать тот факт, что детские библиотеки Тольятти стали инициаторами, организаторами/соорганизаторами многих долгосрочных экологических акций в городе.